Говоря о "молочной войне", первый замглавы администрации Лукашенко Наталья Петкевич заметила, что решение Кремля о запрете на ввоз в РФ белорусских молочных продуктов стало неожиданным для Минска
RTV International

В требованиях Кремля, породивших сначала "молочный", а затем и "газовый" конфликты с Белоруссией, в Минске нашли признаки рейдерства.

"Все это (торговые конфликты) лишь не очень элегантные попытки прикрыть по сути рейдерские захваты белорусских экономических активов с тем, чтобы на этой основе, лишив Беларусь экономического суверенитета, обрушив промышленность, отобрать и политический", - заявил источник, близкий к администрации президента Белоруссии, которого цитирует Reuters. Минск не уверен, что на этом конфликты с союзником закончатся.

Говоря о "молочной войне", первый замглавы администрации Лукашенко Наталья Петкевич заметила, что решение Кремля о запрете на ввоз в РФ белорусских молочных продуктов стало неожиданным для Минска. "Никакого официального уведомления от Роспотребнадзора Беларусь не получала, узнав обо всем из СМИ", - сказала Петкевич. Ей пришлось объясняться и за отдельные публикации в официальной белорусской прессе. "Молоко мы не выливали - что-то пошло на переработку, что-то на подкорм, сыры ушли на хранение", - пояснила она. "Как такового ущерба нет, но есть недополученная прибыль. В торговых войнах победителей не бывает", - резюмировала Петкевич.

Напомним, ранее президент Белоруссии дал интервью главным редакторам газет "Известия", "Завтра", журналов "Российская Федерация сегодня" и рассказал о ситуации с белорусским молоком. "Будем подыхать, выливать это молоко, но вы так вопрос ставить не будете", - пересказал Лукашенко, в частности, свой разговор с неназванным российским правительственным чиновником.

В Москве парируют: нельзя и "выкачивать" из нас, и сохранять полную свободу

В свою очередь российский источник, близкий к Кремлю, заявил, что "проблема в другом": "Они хотят все из нас выкачивать и при этом сохранять полную свободу действий без учета наших интересов".

Запад, с середины 1990-х годов критиковавший белорусского лидера Александра Лукашенко за авторитаризм и ограничения свобод, в последнее время смягчил отношение к Минску. На фоне споров с Москвой МВФ на прошлой неделе пообещал Белоруссии увеличить кредитование по программе stand-by до 3,4 миллиарда долларов с 2,4 миллиарда долларов.

На днях стало известно о требовании Газпрома погасить долг в 230 миллионов долларов за поставки газа в январе-апреле, возникший из-за того, что Белоруссия оплачивала газ по среднегодовой, а не контрактной цене, передает белорусская Хартия'97. В Минске назвали это требование нарушением джентльменского соглашения. "В ходе переговоров президентов Беларуси и России были достигнуты устные договоренности о системе оплаты, когда было сказано, что мы в течение года платим за газ среднегодовую цену. Мы исходили из этой договоренности", - сказала первый замглавы администрации Лукашенко Наталья Петкевич.

Ранее Кремль согласился предоставить Белоруссии кредит, который, по мнению экспертов, должен был простимулировать Минск к признанию независимости Южной Осетии и Абхазии, однако этого не произошло. Напряжение в отношениях двух стран возникло, когда белорусские чиновники высшего ранга выразили недоумение и неприятие заявлений министра финансов России Алексея Кудрина относительно возможной неплатежеспособности Белоруссии.

6 июня Роспотребнадзор РФ наложил запрет на ввоз около 600 наименований молочной продукции из Белоруссии из-за несоблюдения белорусскими производителями требований российского техрегламента на молоко. Во вторник, 9 июня, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил, что в России введен запрет на ввоз более 1 тысячи наименований молочной продукции из Белоруссии. "Под запретом почти вся продукция", - сказал он.

При этом, как отмечалось ранее, мировой финансовый кризис привел к резкому падению белорусского экспорта и снижению валютных поступлений в страну. Одним из основных рынков сбыта для Белоруссии остается Россия, на торговлю с которой приходится около половины товарооборота.

Сообщалось, что запрет экспорта молочных продуктов в Россию может стоить бюджету Белоруссии около 1 млрд долларов. Минск весьма резко отреагировал на новые ограничения, и СМИ заговорили о "молочной войне".

Президент Александр Лукашенко заявил, что Россия стремится подорвать экономическую безопасность Белоруссии и бойкотировал встречу лидеров стран ОДКБ, которая прошла в Москве 14 июня. Решения саммита Минск объявил нелегитимными. Таким образом "молочный" кризис открыто перешел в политический. В разгар молочного спора Лукашенко поручил Совету безопасности составить список возможных "акций по причинению экономического ущерба Беларуси".

В ответ на угрозы Минска ввести на границе с Россией таможенный контроль, высокопоставленный сотрудник администрации Медведева заявил через СМИ, что, "видимо, кое-кому просто надоело быть президентом Белоруссии".

В Минске такие высказывания из России назвали "безответственными". "Мы расцениваем как посягательство на суверенное право нашего народа самостоятельно, путем открытых, честных и демократических выборов избирать руководство страны", - заявил журналистам начальник юридического управления Госсекретариата Совбеза Андрей Швед.